Форум

День Хромого Волка

Одинокая Волчица: день хромого волка В народном календаре немало праздников, отмечавшихся в честь того или иного животного или птицы. Их изучение в определенной мере позволяет исследовать древний пласт культуры народа. День Хромого Волка гагаузы отмечали через неделю после начала Рождественского поста (21 ноября/4 декабря). Он является составной частью ноябрьских Волчьих праздников. Согласно легенде, Хромой волк считался более опасным, чем другие волки, поэтому в его честь отвели отдельный день. Основу праздника составляют ритуальные запреты на все виды женских работ, связанныx с шерстью (вязанье, тканье, пряденье, шитье), и использованием острых предметов (иголка, спицы, ножницы). Согласно народному поверью, если мужчина окажется в поле в той одежде, которую женщина связала или сшила во время Волчьиx праздников, то за ним непременно погонится волк. Соблюдался и запрет на произнесение слова волк, вместо него использовали эвфемизмы (слова-заменители): "чужой", "серый кум". Целью ритуальных запретов и магических действий было предохранить домашний скот и человека от нападения хищников, которые в зимнее время учащались. В день Хромого волка приготовляли лепешку на дрожжах, которую смазывали медом и рано утром угощали ею соседей. В некоторых селах накануне вечером дарили соседям тарелку с мукой или несли ее святить в церковь. Образ волка в народных представлениях довольно противоречив. Его и почитали и боялись. Запрет на уничтожение волков иногда нарушали, о чем свидетельствует народное предание, в котором объясняется мотив празднования этого дня: человек убил Хромого волка, чтобы спасти свою жизнь. По-видимому, древнее предназначение обрядовой лепешки с медом, которую готовили гагаузы в день праздника, заключалось в том, чтобы умилостивить волка. Можно предположить, что данный обычай является одной из позднейших форм "обряда очищения" ("извинения" перед волками). Наряду с обрядами почитания волка как сверхъестественного существа (волк-покровитель), у гагаузов в то же время нет никаких мифов и легенд, в которых бы волк выступал в качестве их далекого предка, в отличие от других тюркских народов, у которых широко распространены тотемистические представления о волке, как о прародителе. Гагаузская обрядность, связанная с Волчьими праздниками, во многом схожа с аналогичной обрядностью народов Балкано-Дунайского региона и представляет собой общебалканское явление. Елизавета КВИЛИНКОВА, доктор истории

Ответов - 0



полная версия страницы