Форум » Белая магия » Повитухи. » Ответить

Повитухи.

Макошь: http://www.povituha.ru/wip.php Кто такая повитуха Пожилые люди в деревнях до сих пор не доверяют родильным домам и акушерам. Главная причина этого в упрощенности (если так можно выразиться) и обезличенности больничных родов. С точки зрения людей, выросших в традиционной крестьянской семье, роды в роддомах поставлены "на поток": тот, кто помогал ребенку появиться на свет, остается для него неведом - и это совершенно неправильно. Поэтому до середины только что ушедшего столетия в деревнях старались рожать по-старинному, то есть дома, прибегая к помощи повитух, а то и совсем самостоятельно. В жизни каждого человека повитуха была в числе самых близких людей, и эта связь не прекращалась до самой смерти. Собственно, миссия повитухи заключалась не столько в принятии родов, сколько в дальнейшем уходе за роженицей и новорожденным. После родов бабка "правила и ладила" роженицу и новорожденного. Считалось, что сорок дней от рождения ребенок находится в переходном состоянии (уйти или остаться в этой жизни), и именно повитуха помогает ему в этот период, защищая от всего, что могло бы навредить. Названия "повитуха", "повивальная бабка", "парилка", "пуповая баба" говорят сами за себя. Она повивает, то есть пеленает ребенка, парит и моет после родов в бане ребенка и роженицу, "правя" его тело, перевязывает пуповину. Все эти действия имели для наших предков ритуальный смысл, им приписывалась очень значительная роль в дальнейшей жизни матери и ребенка. Часто одного присутствия повитухи было достаточно для того, чтобы роды прошли хорошо. Такое знание и умение выделяет повитуху среди остальных деревенских жителей. Профессия повитухи считалась в русских селах одной из самых уважаемых. Ее присутствие на свадьбе считалось хорошим знаком. Свадьба - рождение новой семьи. Так же, как и на роды на свадьбу всегда приглашали повивальную бабку, которая повивала обрядово молодых и благословляла на счастливую жизнь, на достаток в доме и плодородие. Повитуха готовила невесту к брачной ночи: водила в баньку, парила, ладила, купала в особых травах, с приговорами. После таких обрядов дети рождались желанными и здоровыми. Редко когда в дерене было больше одной повитухи, зато уж она пользовалась непререкаемым авторитетом и уважением. Это, в свою очередь, накладывало определенные обязанности на бабку: она не могла отказаться, не пойти на роды - это считалось большим грехом. В некоторых деревнях существовал обычай рожать первого ребенка в доме матери, которая под благовидным предлогом удаляла из избы остальных членов семьи. Иногда теснота крестьянских помещений заставляла роженицу из большой семьи спешить к повитухе и рожать у нее. Однако чаще всего роды проходили у себя дома. Если не было отдельной комнаты, то в горнице занавеской отгораживали угол. Во многих семьях специально не очень жарко топили баню, считая, что это расслабит и "размягчит" тело роженицы. Интересно, что звали повитуху всегда тайно, даже прибегая к особенным, "шифрованным" выражениям, опасаясь прямо излагать свою просьбу. Говорили: "У нас такая-то заболела" или "На печь залезла" (что то же самое). Визит повитухи к беременной тоже скрывался. Она проходила всегда задними дворами, через огороды. Обычно повитуха входила в дом со словами: "Помогай Бог трудиться! ". Переодевала роженицу в чистую рубаху, давала выпить крещенской водицы и зажигала перед иконами свечу. Считалось, что верными средствами для ускорения родов является расстегивание ворота рубахи, снимание колец, серег, развязывание узлов, расплетание кос роженицы. Отпирали все замки в доме, открывали заслоны печей, ворот: ведь если все открыто и развязано, то и роды "развяжутся" скорее. На протяжении всех родов повитуха ободряла роженицу, приговаривая, что все идет хорошо, поглаживала ей поясницу. Пуповину новорожденному перевязывали ниткой, свитой с волосами матери, чтобы связь между ними, по народному поверью, оставалась на всю жизнь. Особенным было и отношении к детскому месту. Если советские родильные дома еще в недалеком прошлом выполняли план по сдачи плаценты для производства различных лекарств и косметики, а сейчас она является предметом торговли, то в русских деревнях существовал настоящий ритуал захоронения детского места. Его тщательно промывали и, завернутое в тряпочку, зарывали в землю, произнося при этом особые молитвы. Считалось, что у человека сохраняется связь с плацентой, и, "похороненная", она продолжает "поддерживать" человека в жизни, передавая ему силу Земли-матушки. Сразу после появления на свет новорожденного пеленали, но заворачивали первый раз не в пеленки, а в отцовскую (реже - материнскую) рубаху или штаны, причем эту рубаху не готовили заранее, а снимали непосредственно с тела, то есть она должна быть не новой, а ношеной, потной. Считалось, что отец будет в таком случае сильнее любить новорожденного, а тот будет спокойнее спать. Существенна тут и еще одна причина: при помощи этих обрядовых действий ребенок "привязывается" к дому, семье, роду, устанавливается его прямая связь с родителями, это "страхует" его от смерти в младенчестве, что случалось в крестьянских семьях нередко. Запеленатого таким образом младенца повитуха поднимала к матице - балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центром и самым важным местом в доме. Это тоже делается с целью привязать дитя к дому. Затем бабка моет ребенка, и это первое омовение, как и последующие ежедневные вплоть до крещения, должно смыть с него возможные болезни, и, так сказать, печать того света, иного мира, из которого, как считалось, он пришел, уберечь от сглаза. Обычно ребенка и мать вели в баню. Там парилка садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала водой, которую она заранее приготовила, положив туда соли "от всякой болезни и нечисти", яйцо, "чтоб ребенок был белым и чистым, как яйцо", серебряную монету, "чтоб был богат". При этом она могла приговаривать: Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, мыла ради доброго здоровьица, смывала причище, урочище, призорище (виды сглаза), отцову думу, маткину. Водушка текуча, Анюшка (имя ребенка) ростуча, водушка в землю, Анюшка кверху. Затем воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок. В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Так повитуха заботилась о ребенке нескольких дней, а то и несколько недель, живя при этом в доме роженицы и помогая ей управляться с ребенком. По прошествии этого периода (часто он длился до крещения ребенка, которое устраивали через 2-4 недели после рождения) повитуху одаривали и провожали. При этом прощание тоже было ритуально обставлено: мать новорожденного и бабка умывали друг дружке руки, целовались, повитуха получала дары и уходила. Это называлось размывать руки. Однако и на этом не прерывалась связь парилки с принятым ею ребенком и его матерью. Она была самым почетным гостем на всех семейных праздниках: крестинах, именинах, помолвках, свадьбах повитых ею детей, которые, в свою очередь, ежегодно, в определенный бабин (повитухин) день, "бабьи каши" в большинстве областей - 8 января (по новому стилю), обязательно приходили к бабке в гости, приносили ей пироги и одаривали ее. Считалось, что после смерти повитуха не понесет тех испытаний, что предназначены обычным грешным людям, потому что за нее молятся дети, а Бог снисходит к их молитвам. Повитухой могла стать только замужняя или овдовевшая женщина в возрасте, которая сама имела детей. Г.Попов в книге "Русская народно-бытовая медицина", изданной в 1903 году, пишет: "...Деревенские повитухи - это всегда пожилые женщины, по большей части вдовы. "Бабят" иногда и замужние женщины, но только те, которые сами перестали рожать и у которых нет месячных очищений. Часто повитухами становились женщины, имеющие много собственных детей, причем обязательно здоровых, удачливых, красивых (полагали, что свойства собственных детей повитухи могут передаться и принимаемым ею новорожденным). Девица, хотя и престарелая, повитухой быть не может, да и бездетная - плохая повитуха. Какая она бабка, коли сама трудов не пытала? При ней и рожать трудно, и дети не всегда в живых будут..." Придавалось большое значение не только опыту, но и нравственным качествам повитух: "Бабка должна быть безупречного поведения и незамеченная в неверности мужу". Безнравственность поведения повитухи, по представлениям деревенских жителей, могла привести к тому, что повитые ею дети не будут жить или родятся больными. Обращали также внимание на черты характера бабки - чтобы она не была злонравной и сварливой, так как, согласно поверью, ее характер передается восприемникам. Особые требования к морально-этическим качествам принимающих роды в лице уже "повивальных бабок" сохранялось и в XVII-XIX веках. Повитухи считались носителями сакральных знаний. Дело в том, что роды рассматривались как акт перехода из одного мира в другой, в котором участвуют сверхъестественные силы. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Акт родов рассматривался как переход из загробного царства в земной явленный мир. От того, каким будет этот переход и какие впечатления от нашего мира получит ребенок в момент рождения, зависит его дальнейшая жизнь. Человеком, который помогал душе совершить этот переход и встречал ее в физическом мире, была повивальная бабка, то есть она являлась как бы посредником между двумя мирами. Наши предки верили, что повитуха обладает способностью получать информацию о ребенке в потустороннем мире и на основании этой информации предсказывать его судьбу и определять ту задачу, которую он должен выполнить в жизни. Она также могла сказать, будет он жить или умрет.

Ответов - 4

Барселона: очень интересно и трогательно!

Принцесса: очень интересно было почитать спасибо!

любча: Спасибо Макошь, очень интересный материал, я тоже отчасти повитуха, был опыт, детки светлые ангелы воистину


Светлана: Ух как интересно...



полная версия страницы